Положение об инженерно-техническом центре
государственного учреждения образования
«Гимназия № 14 г. Гомеля»
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Положение регламентирует деятельность инженерно-технического центра (далее – ИТЦ), в учреждении общего среднего образования по формированию естественно-математического и инженерного мышления учащихся и использованию оборудования ИТЦ в образовательном процессе, исследовательской и проектной деятельности учащихся «Гимназия №14 г. Гомеля».
1.2 Положение определяет цели, задачи, порядок организации деятельности, направления работы, структуру, иное.
1.3. На базе ИТЦ гимназии осуществляется интеграция и концентрация материально-технических, педагогических, информационных, интеллектуальных и других ресурсов для формирования естественно-математического и инженерного мышления учащихся.
1.4. В своей деятельности ИТЦ руководствуется Кодексом Республики Беларусь об образовании, Концепцией цифровой трансформации процессов в системе образования Республики Беларусь на 2019-20245 годы. Государственной программой «Образование и молодежная политика» на 2021-20025 годы, Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года, иными законодательными актами Республики Беларусь, Министерства образования в сфере образования, локальными документами структурных подразделений областных (Минского городского) исполнительных комитетов, городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, настоящим положением.
1.5. ИТЦ не является юридическим лицом.
1.6. В настоящем положении применяются следующие термины и их определения:
- STEM (Science, Technology, Engineering and Mathematics) аббревиатура четырех основных направлений, которые в настоящее время играют ведущую роль в развитии технологий: естественные науки, информационные технологии, инжиниринг, математика, STEM-подход-практико-ориентированный подход к построению содержания образования и организации образовательного процесса, преимущественно в проектной форме и предполагающего практический и межпредметный характер обучения;
- ИТЦ-высокотехнологичная образовательная площадка, позволяющая выполнять практические инженерно-технические исследования и проекты в естественно-математическом и инженерных направлениях во взаимодействии с учреждениями дополнительного образования детей и молодежи, учреждениями высшего образования, другими научно-исследовательскими организациями.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
2.1. Основная цель деятельности ИТЦ – формирование у учащихся естественно-математического и инженерно-технического мышления, вовлечение их в техническое творчество посредством организации проектной и учебно-исследовательской деятельности.
2.2. Задачи ИТЦ:
- создание современной предметно-развивающей образовательной среды для интеграции STEM-подхода в образовательный процесс;
- концентрация материально-технических, учебно-методических, кадровых ресурсов для повышения эффективности использования STEM-подхода в решении приоритетных образовательных и воспитательных задач;
- формирование информационной и технологической культуры учащихся;
- увеличение количества учащихся, проявляющих интерес к техническому творчеству, современным технологиям, исследовательской деятельности;
- совершенствование форм и методов работы с высокомотивированными учащимися по подготовке к олимпиадам, конкурсам технического творчества и исследовательских работ;
- создание условий для адаптации и внедрения инновационных программ, созданных при участии ведущих промышленных и исследовательских предприятий и/или организаций в программы дополнительного образования детей и молодежи;
- оказание помощи в вопросах использования информационных коммуникативных технологий, технологии визуализации учебного материала современного образовательного процесса;
- повышение уровня предметно-методических компетенций педагогов по применению активных и интерактивных методов, информационно-коммуникационных технологий для оформления межпредметных, метапредметных и личностных компетенций учащихся на учебных занятиях;
- организация обучения различных категорий педагогических работников по использованию в практике современного оборудования ИТЦ, оперативному овладению перспективным педагогическим опытом, новаторскими методами воспитания;
- распространение эффективного педагогического опыта.
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИТЦ
3.1. Образовательная деятельность ИТЦ осуществляется при реализации учебных программ основного и дополнительного образования на учебных занятиях по учебным предметам естественно-математического направления, факультативных занятиях, во внеурочной деятельности, в объединениях по интересам естественно-математического и технического профилей.
Формы обучения в ИТЦ определяются непосредственно учреждением общего среднего образования.
3.2. Организационно-методическая деятельность ИТЦ реализуется посредством предоставления имеющихся материально-технических, педагогических, информационных, интеллектуальных, программно-методических ресурсов для:
- подготовки и проведения научно-практических конференций, семинаров, конкурсов, мастер-классов, иных мероприятий, как районного, так и областного уровней;
- подготовки и экспертизы работ учащихся и педагогов; организации исследовательской, творческой, интеллектуальной деятельности учащихся;
- формирование библиотеки современной учебно-методической и педагогической литературы;
- организация консультационной деятельности по всем вопросам функционирования общеобразовательного учреждения;
- взаимодействие с другими инженерно-техническими центрами;
- подготовка методических рекомендаций по направлениям своей деятельности.
3.3. Информационно-методическая работа ИТЦ осуществляется путем:
- участия в формировании банка методической информации;
- изучения эффективного педагогического опыта и его распространения;
- участия в разработке программ, примерной учебно-программной документации;
- разработки и внедрения инновационных образовательных технологий;
- организации и проведения педагогических конференций, семинаров, практикумов и т.д.;
- проведения исследовательских, проектных работ;
- формирования библиотеки современной учебно-методической и педагогической литературы, медиатеки, аудиовизуальных и интерактивных средств.
4. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИТЦ
4.1.ИТЦ функционирует на основании приказа директора учреждения образования при согласовании с отделом образования, спорта и туризма администрации Железнодорожного района г. Гомеля.
Создание на базе учреждения образования центра не приводит к изменению организационно-правовой формы, типа и вида учреждения образования и в его Уставе не фиксируется.
4.2. ИТЦ возглавляет руководитель центра, назначенный приказом по учреждению образования.
Управление центром осуществляется в соответствии с законодательством в области образования и строится на принципах единоначалия и самоуправления.
4.3. Руководитель центра несет ответственность за деятельность центра и подотчетен руководителю учреждения образования в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
4.4. ИТЦ самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития. Деятельность центра осуществляется в соответствии с Дорожной картой по развитию сети инженерно-технических центров (ИТЦ), данным Положением и планом работы центра.
4.5. Для выполнения работ, заданий, связанных с осуществлением учреждением образования функций ИТЦ, его руководитель вправе возлагать на работников учреждения образования с их согласия дополнительные обязанности и работы.
4.6. Учреждение образования в целях организации осуществления им функций инженерно-технического центра самостоятельно разрабатывает и принимает необходимые локальные акты, не противоречащие действующему законодательству, Уставу учреждения образования и настоящему Положению.
4.7. Для организации работы ИТЦ в наличии должны быть: положение о ресурсном центре, план работы, приказ об их утверждении.
4.8. При наличии необходимых условий и средств, учреждение образования вправе привлекать в соответствии с действующим законодательством к участию в своей деятельности другие организации (в том числе иностранные и международные), их отдельных работников, иных лиц.
4.9. ИТЦ ежегодно предоставляет отчет о проделанной работе в отдел образования, спорта и туризма администрации Железнодорожного района г. Гомеля (ежегодно до 5 июня текущего года).
4.10. Деятельность ИТЦ может быть прекращена до истечения установленного срока в случае ненадлежащего исполнения принятых на себя функций, недостаточной востребованности педагогической общественностью реализуемого содержательного направления, по другим обоснованным причинам.
4.11. Основанием для прекращения деятельности ИТЦ является приказ отдела образования, спорта и туризма администрации Железнодорожного района г. Гомеля.
5. СТРУКТУРА ИТЦ, РУКОВОДСТВО, КОНТРОЛЬ
5.1. Структура ИТЦ определяется учреждением общего среднего образования самостоятельно по согласованию с отделом образования, спорта и туризма Железнодорожного района г. Гомеля..
5.2. Непосредственное руководство деятельностью ИТЦ осуществляет педагогический работник, назначаемый приказом директора учреждения образования, на базе которого ИТЦ функционирует.
5.3. Контроль за деятельностью ИТЦ осуществляет директор учреждения образования или уполномоченное им лицо.
6. ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИТЦ
6.1. Финансирование деятельности ИТЦ производится за счет бюджетных средств, выделяемых учреждению образования, на базе которых они созданы, а также иных источников финансирования, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.
7. КООРДИНАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИТЦ
7.1. Республиканским координатором деятельности сети инженерно-технических центров (ИТЦ) является учреждение образования «Национальный детский технопарк».
Республиканский координатор осуществляет:
- мониторинг и анализ деятельности ИТЦ, подготовку и представление отчетов для оперативного решения вопросов оказания информационной, организационной и методической помощи;
- консультации по вопросам использования высокотехнологичного оборудования ИТЦ при реализации учебных программ факультативных занятий и программ объединений по интересам в учреждениях общего среднего образования;
- организацию и проведение постоянно действующего семинара для педагогических работников учреждений общего образования и дополнительного образования детей и молодежи по внедрению STEM-подходов при подготовке исследовательских и проектных работ учащихся для прохождения обучения в учреждении образовании «Национальный детский технопарк»;
- организацию и проведение республиканского смотра-конкурса на лучший ИТЦ учреждения общего среднего образования;
- организацию повышения квалификации педагогических работников, участвующих в реализации учебных программ факультативных занятий и объединений по интересам технического, естественно-математического профиля в учреждениях общего среднего образования с использованием возможностей ИТЦ по соответствующим направлениям;
- подготовку примерного оборудования для оснащения ИТЦ.
7.2. Региональным координатором деятельности ИТЦ выступает Гомельский областной институт развития и образования.
Региональный координатор осуществляет:
- разработку и утверждение региональных программ (планов) развития сети ИТЦ;
- назначение лиц, ответственных за работу ИТЦ, из числа педагогических работников учреждений образования, на базе которых созданы данные центры;
- оснащение и модернизацию ИТЦ оборудованием для реализации учебных программ факультативных занятий и программ профильных классов инженерной направленности в рамках учебного компонента общего среднего образования, объединений по интересам с использованием возможностей ИТЦ по направлениям: «Робототехника и прототипирование», «Информационные системы и технологии»; «Инженерно-техническое»; «Естественнонаучное»; «Архитектура и дизайн»;
- организацию обучения на местах учителей, педагогов дополнительного образования, работниками, прошедшими повышение квалификации в Академии образования, БНТУ, Национальном детском технопарке;
- организацию и проведение на базе ИТЦ конкурсов, олимпиад, иных мероприятий по соответствующим направлениям деятельности,
8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
8.1. В данное Положение могут вноситься изменения и дополнения в установленном законодательном порядке.